Проект «Учёные – детям» создан музеем «Экспериментаниум» для того, чтобы легко и доступно рассказать детям о науке, пробудить интерес к новым знаниям у наших маленьких друзей. Вот уже который год наши лекции пользуются небывалым успехом у посетителей.

Можно ли рассказать просто о сложном? Можно!

И в этом нам помогут биоинформатики, химики, астрофизики, научные сотрудники лабораторий и другие учёные. Именно они доступно и интересно поведают детям научные теории, открытия и гипотезы. Узнать о взаимосвязи науки и технического прогресса, роли инноваций в жизни общества, области применения нанотехнологий, а также получить подлинную информацию о наработках учёных в своих областях знаний и понять, что ждёт науку в будущем, помогут еженедельные лекции в музее «Экспериментаниум». Мы дарим посетителям музея уникальную возможность получить представление о современном технологическом укладе из первых рук.

В XI сезоне проекта "Ученые - детям" вас ждут увлекательные лекции в новом формате и с единой тематикой от самых лучших популяризаторов науки!

Ждём вас каждую субботу в 17:30 в Лектории Перельмана музея занимательных наук «Экспериментаниум». Посещение лекций бесплатно.

Лекции в рамках проекта рассчитаны на детей от 10 лет.

ЛЕКЦИИ XI СЕЗОНА

17 ОКТЯБРЯ 

ЖИВОЙ СВЕТ. КАК СВЕТЯТСЯ ЖИВОТНЫЕ?

Василиса Уграицкая, преподаватель выездных школ, спикер проекта 15х4.

Среди ночи, гуляя с родителями по лесу, вы можете наткнуться на светящиеся грибы. Проведя рукой по тёплому морю увидеть искры, вспыхнувшие под водой. Звёздные своды внутри пещер, огни на глубине тысячи метров в толще океана и не только. В мире живёт много существ, способных светиться, не сгорая! На лекции мы обсудим как им это удаётся, зачем животным нужен свет, где можно увидеть такую красоту, а также, как люди научились использовать знания о светящейся жизни.

24 ОКТЯБРЯ

НАУКА БЕЗ СТЕН

Григорий Тарасевич, журналист, популяризатор науки, публицист, педагог. Основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера».

В школе все предметы разделены железобетонными стенами. Физика - отдельно, история - отдельно, биология отдельно. Но мир един. На примере журналистских материалов Григорий Тарасевич покажет, каким образом в одной теме могут неожиданно сойтись самые разные научные направления. Например, как вулканы на Венере связаны с историей, филологией, лингвистикой и психологией. Или для чего человеку, писавшему репортаж о том, как геологи ищут золото, понадобились математика, немецкий язык, зоология и астрофизика. А в конце все желающие могут создать собственную науку, которой до этого не существовало.

31 ОКТЯБРЯ

КАКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОЖНО НАЙТИ У СЕБЯ ДОМА?

Дарья Мартюхова, химик – технолог, директор детского технопарка «Менделеев центр» РХТУ им. Д.И. Менделеева

Мы знакомимся с Таблицей Менделеева в школе. Ее даже можно брать с собой на экзамен, когда любимые учебники категорически запрещены. Возможно, она вас даже могла раздражать, потому что многим она нисколько не помогает, хоть и является легальной шпаргалкой. Современная периодическая система химических элементов (знаменитая Таблица Менделеева) включает 118 элементов. С какими из них мы имеем дело каждый день, а какие сложно увидеть даже ученым? Какие элементы самые распространённые на Земле? Да и вообще, откуда элементы берутся? Найдем ответы на эти вопросы на лекции.

7 НОЯБРЯ

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ЗАПАХИ? 

Зейналова Сакина, химик, популяризатор науки.

Что такое запахи и почему мы их чувствуем? Как оказывается, что одни запахи нам приятны, а другие нет? Какие вещества кроются за этим? Зачем нам обоняние и возможно ли создать его искусственного, можно ли умереть от неприятного запаха, и кто самый-самый в мире ароматов. Это и многое вы узнаете на лекции «Из чего сделаны запахи».

14 НОЯБРЯ

ДЕТСТВО В ПАЛЕОЛИТЕ

Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, научный редактор научно-просветительского портала antropogenez.ru.

При словах "пещерный человек" перед мысленным взором обычно встаёт брутальный троглодит в пятнистой шкуре через плечо, мохнатом подгузнике и с неизменной дубиной в руках. Реже и несколько позади может помаячить его мускулистая и небритая супруга. Но совсем уж редко вспоминают о том, что любой древний человек когда-то был древним ребёнком. А детский мир – совершенно особенный. Ведь именно тогда закладываются все свойства взрослого. Детство в палеолите было суровым. Опасности и учёба, голод и холод – всё это сопровождало маленьких питекантропчиков и неандертальчиков. Откуда мы знаем о жизни детей в палеолите? Чем они занимались? Как и чем играли? Как взрослели? Что сопровождало переход из мира детства в мир взрослых? Обо всём этом – в лекции С.В. Дробышевского "Детство в палеолите".

21 НОЯБРЯ

ЧЕМУ НАС УЧАТ ДОЛГОЖИТЕЛИ?

Полина Лосева, биолог, научный журналист, автор текстов на порталах "N+1", "Элементы", "OYLA" и книги "Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ними бороться"

Интернет полон советов о том, как прожить долгую жизнь: от мемуаров седобородых старцев из горных сел до наблюдений за столетними черепахами. Но чему у них на самом деле можно научиться? На лекции мы разберемся в том, что сейчас известно о долгожителях - как людях, так и животных, чем они похожи друг на друга и может ли человек повторить успех голого землекопа.

28 НОЯБРЯ

УЧЁНЫЕ И ЖУРНАЛИСТЫ. КАК УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Алексей Пичугин, журналист, радиоведущий, автор научно-популярных статей.

Журналисты много пишут и говорят о науке. Им приходится понемногу разбираться в огромном количестве самых разных тем, в том числе и научных. Ошибки в статьях и репортажах вызывают в профессиональных сообществах противоречивые чувства от улыбки до сильного раздражения. С другой стороны, часто и сами учёные не могут рассказать о своих исследованиях так, чтобы это было интересно и понятно. В ходе нашей лекции попробуем понять почему между журналистами и учёными есть конфликт и так ли всё серьёзно.